Жена подарила мне ежедневник с методикой Глеба Архангельского. Приятная вещица, дни расчерчены особым образом и на каждую неделю написана какая-нибудь полезная мысль о том, как планировать свою деятельность.
Полностью следовать всем советам не удается, смысл некоторых становится понятен только спустя несколько недель записи дел. Я поделюсь той интерпретацией, которая, по факту, устоялась и стала для меня рабочей.
Слоны и лягушки
Самое яркое в методике Глеба Архангельского – это «слоны» и «лягушки».
«Лягушки» — это мелкие (часто – неприятные) дела, которые можно сделать в один присест. Так сказать, «проглотить лягушку». Они имеют обыкновение постоянно откладываться на потом и накапливаться, но если вы будете на каждый день намечать всего по одной штучке, дела начнут двигаться.
«Слоны» — это большие дела, которые надо есть по кусочкам («бифштексам»). Запланируйте на день «съесть бифштекс» — и за дело будет гораздо проще взяться. Будет понятным, сколько времени это займет и какая часть слона будет вас ждать впереди.
Удобно иметь в ежедневнике отдельный раздел, куда записывать слонов и лягушек двумя сквозными списками. При этом, каждый слон — сам по себе список «бифштексов». Пополняйте списки по мере поступления.
Не все составляющие слона могут быть известны за ранее – не пишите сразу много лишнего, но оставляйте себе место для записи новых кусочков.
По мере «съедания бифштексов», отмечайте время, которое на них потратили. Это позволит адекватно оценивать размеры слонов в вашей жизни ;-)
Бывает, что вы недооценили лягушку и на самом деле это оказался небольшой слон. Возможно, вам окажется удобно сделать вид, что это всего лишь цепочка лягушек. Запишите новую, соедините со старой стрелочкой.
Бывает, что дело само по себе длинное, но монотонное и за один раз с ним не управиться (например – написать большую статью). Запишите время, которое потратили в этот раз, но не отмечайте дело как выполненное.
Такая методика «проектного планирования» обладает двумя несомненными достоинствами – она проста и необременительна в исполнении и, в то же время, достаточна для того, чтобы вы получили ясную картину собственной деятельности.
Стратегическая картонка
Стратегическая картонка – это 3-5 главных целей, выписанных на отдельном твердом листке.
Стратегические цели — это стержень планирования, определить их может быть не просто. Первая запись в стратегической картонке появилась у меня только через полтора месяца.
Важно! Движение к стратегической цели должно вызывать у вас легкую эйфорию, а отнюдь не чувство тоски и рутины. Поэтому цели не ставят, а скорее «находят». О том, как их искать написано в разделе «Подведение итогов».
Целей не должно быть много.
Они должны быть сформулированы в совершенном виде (т.е., не «позаниматься» а «достичь», не «поинтересоваться», а «узнать», не «позвонить», а «договориться»; впрочем, это относится и ко всем остальным записям в ежедневнике).
Цели должны быть ограничены по времени и иметь измеримый результат достижения.
Периодически (раз в месяц) пересматривайте цели.
Не бойтесь вычеркнуть цель, если взгляд на нее навевает тоску. Не бойтесь добавить «непрактичную» цель, если мысль о ней вызывает радость.
Как использовать стратегическую картонку
Используйте стратегическую картонку как закладку ежедневника, перекладывая ее в начало каждой новой недели.
Каждый раз начинайте планирование со взгляда на стратегическую картонку.
Сквозь призму стратегической картонки оценивается вся чреда ваших дел. Лучшие дела – те, которые ведут к стратегической цели. При правильно поставленных целях остальные дела можно рассматривать как… не то чтобы лишние, но не несущие для вас пользы (кроме, быть может, эстетической).
Стратегические дела
Стратегические дела ведут к стратегическим целям.
Выделяйте их во всех списках (например, восклицательным знаком), чтобы они были заметны.
При планировании давайте стратегическим делам приоритет и выделяйте лучшее время. Понимайте, что именно эти дела вы делаете для себя.
Старайтесь каждый день уделить время хотя бы одному стратегическому делу.
Балуйте себя
Заведите список подарков – мероприятий, или приобретений, которые вас порадуют.
Назначайте себе что-нибудь из этого списка в награду за определенные свершения.
Отмечайте реализованные.
Задачи на неделю
Начинайте планирование с составления списка задач на неделю. Займите для этого отдельный лист в ежедневнике.
Этот список не раз пригодится вам в течение недели.
Планирование дня
День удобно планировать с вечера, но и утро тоже подходит.
Пишите столько, чтобы успеть выполнить. Иногда приходится «брать повышенные обязательства», но не беспокойтесь — ход дня сам покажет, какие дела в реальности не имеют предполагавшейся срочности.
Слонов (бифштексы) и лягушек пишите единым списком. Стратегические дела выделяйте, чтобы они были заметны на плане.
Запланируйте главное дело дня – это стратегическое дело, выделите его, отведите ему лучшее время.
Если стратегических дел за день не выполнено – считайте, день потерян.
В течение дня
В сложных ситуациях сверяйтесь со стратегической картонкой.
Не позволяйте какому-то одному делу занять весь день – с большой вероятностью полностью закончить его все равно не удастся, а остальные направления пострадают.
Подведение итогов дня
Запишите время, потраченное на слонов. Позже достоверно этого уже не вспомните.
Запишите мысль дня (если придет). Ведь не у всех есть твиттер ;)
Обязательно поищите яркое впечатление дня. Запишите.
Сформулируйте его ценность для Вас (красота, хорошее самочувствие, любовь, признание, чувство победы,…).
Это очень важный практический прием, который позволяет постепенно выявить ваши истинные ценности и устремления. Используйте записи ярких впечатлений для поверки ваших текущих дел и стратегических целей.
P.S.
Повторюсь. Изложенное здесь – не совсем методика Глеба Архангельского. Это моя интерпретация, профильтрованная моей практикой и собственным опытом. Пуристам и перфекционистам стоит обратиться к оригиналу (не пожалеете ;)